В статье рассмотрены основные особенности гражданского образования и обучения как в Европе, так и в России. Предложены и обоснованы основные подходы для проектирования его содержания и форм организации. Показано, что сетевой подход играет важнейшую роль в формировании гражданской компетентности, являясь основным проводником для открытой образовательной среды. Через становление субъектной позиции участников образования нами были обоснованы условия антропологического подхода в понимании содержания и организации гражданского образования и воспитания. Рассматривается компетентностный подход в гражданском образовании, и выделяются основные базовые психологические компоненты гражданской компетентности. Дано обоснование того, что проектирование гражданского образования является способом изменения подходов, содержания и качества процесса подготовки за счет обеспечения: влияния разных субъектов образования на выстраивание деятельности; способов деятельности; особенного качества коммуникации участников гражданского воспитания и образования; взаимодействия различных ресурсов региона. Был сделан вывод о том, что проанализированные подходы являются целесообразными гражданскому образованию и воспитанию.